Серия: История русской авиации
Ту-160
Дата выпуска: 01.03.2013
Каталожный номер: 5109-0108
Номинал — 1 рубль
Качество — пруф
Металл — серебро 925/1000
Масса общая — 8,53 (±0,09) г
Содержание химически чистого металла не менее — 7,78 г
Диаметр — 25,00 (±0,20) мм
Толщина — 2,20 (±0,20) мм
Тираж: 5000 шт.
Аверс:
в центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2013 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.
Реверс:
в центре диска на сером матовом фоне земного шара — современный реактивный самолет с крылом стреловидной формы, под ним справа — надпись «ТУ-160», внизу на полосе вдоль канта — надпись синего цвета: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ».
Художники: А.А. Брынза.
Скульпторы: А.Н. Бессонов.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 200 рифлений.
Историческая справка
Ту-160
Ту-160 — российский, ранее — советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяющейся стреловидностью крыла был создан в 1970-х годах. На начальном этапе к работе над проектом приступили конструкторские бюро О.П. Сухого и В.М. Мясищева, которые подготовили два различных по схеме проекта четырехдвигательного самолета с крылом изменяемой стреловидности. В последующем в качестве основы проекта был взят сверхзвуковой самолет Ту-144.
Первый полёт прототипа Ту-160 был выполнен 18 декабря 1981 года экипажем во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем.
В 1984 году Ту-160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе, первые серийные машины поднялись в воздух в период с октября 1984 года по август 1986 года.
В конструкции Ту-160 преобладают сплавы титана и алюминия, доля деталей из стали и композиционных материалов составляет 3% массы самолета. Самолет оснащен системой дозаправки в воздухе, имеет радиопоглощающее покрытие.
Внешне бомбардировщик Ту-160 похож на американский Б-1, хотя они отличаются размерами. Однако ряд конструктивных особенностей и технических характеристик свидетельствует о разных концепциях, принятых при разработке этих машин. Российский Ту-160 отличается от Б-1 наличием регулируемых воздухозаборников, что в сочетании с мощными двигателями, удачной компоновкой удлиненного фюзеляжа с относительно низким аэродинамическим сопротивлением позволяют ему развивать скорость до М=1,8 против М=1,2 у американского Б-1.
В НАТО самолету Ту-160 присвоили обозначение «Blackjack», все его полеты являются объектом пристального внимания космической разведки США. Появление самолета побудило правительство США к форсированию работ по самолету Б-1Б и ускорению его серийного производства.
Самолет выполняет полеты не только в военных целях, но может также осуществлять запуск с воздуха ракетоносителей для вывода на орбиту искусственных спутников Земли. Для этих целей разработан ракетно-пусковой комплекс «Бурлак», включающий в себя 20-тонную баллистическую ракету-носитель, которая подвешивается под фюзеляж Ту-160 и запускается в воздухе на высоте 9000 -14000 м при скорости самолета 850-1600 км. в час. Комплект «Бурлак» позволяет в 2-3 раза снизить затраты на запуск спутников Земли по сравнению с земным стартом.
Длина самолета 54,1 м., размах крыла от 35,6 м. до 55,7 м., максимальная взлетная масса 275 т., максимальная скорость 2000 км/час, практическая дальность полета 14 000 км.