Памятка преподавателю

 Поступая на работу необходимо:

1. Пройти собеседование с заместителем директора по учебной части, председателем ПЦК, методистом.
2. Посетить методический кабинет для ознакомления с формами документации и методическими разработками по дисциплине.
3. Посетить занятия преподавателей (по рекомендации методиста) для знакомства с  методикой ведения занятий.
По окончании занятий по дисциплине (конец семестра, года) преподаватель должен на последнем занятии как теоретическом, так и практическом выставить оценку в журнале и зачетной книжке, так как студенты, не оформившие зачетные книжки к экзаменам не допускаются.
Зачеты по дисциплине проводятся только в том случае, если они предусмотрены учебным планом. Недопустимо проводить внеплановые зачеты по нескольким темам, тем более в конце семестра, это ведет к большой перегрузке студентов. Не допускать значительных интервалов в опросе студентов. Особое внимание уделять неудовлетворительным оценкам, опрос по не усвоенной теме проводить в ближайшие 2-3 занятия.
Начиная занятия по дисциплине, преподаватель должен узнать у заместителя директора, снимаются ли часы в связи с пребыванием студентов на сельхозработах, будут ли студенты сдавать зачеты или экзамены в конце семестра.

Этапы планирования урока и подготовка к нему

•  Разработка системы уроков по теме или разделу.
•  Определение задач и целей урока.
•  Определение оптимального объема учебного материала, расчленение на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей.
•   Разработка структуры урока, определение его типа и методов обучения.
• Нахождение связей данного материала с другими дисциплинами и использование этих  связей при изучении нового материала.
•    Планирование всех действий преподавателя и студентов на всех этапах урока.
•    Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, карточек, плакатов, схем, вспомогательной литературы).
• Своевременная проверка оборудования для опытов и их предварительная постановка.
•    Планирование записей и зарисовок на доске.
•    Определение объема и форм самостоятельной работы на уроке.
•    Определение форм и методов контроля знаний студентов.
•    Определение формы подведения итогов на уроке.
•    Определение внеклассной работы по данной теме.

Основные этапы урока

Организационный момент: взаимное приветствие преподавателя и студентов, проверка отсутствующих, проверка внешнего состояния аудиторий, проверка рабочих мести и внешнего вида студентов, организация внимания.
Постановка целей урока: обучающей, развивающей, воспитывающей.
Планируемые результаты обучения: что должны студенты знать и уметь.
Проверка знаний: устный опрос, фронтальный опрос, программированный опрос, письменный опрос, комментирование ответов, оценка знаний, обобщение по опросу.
Изучение нового материала по уроку: организации внимания, проблемная ситуация, объяснение, беседа, экскурсия, связь с предыдущим материалом, использование ТСО, межпредметные связи, воспитательная значимость объяснения, развитие умственных способностей студентов в процессе объяснения, обобщения.
Закрепление материала имеет целью добиться чтобы студенты: запомнили материал, научились использовать полученные знания (активное мышление), формы закрепления: демонстрация студентам фильма, решение задач групповая работа (коллективная мыслительная деятельность).
Домашнее задание: работа над текстом учебника, выполнение упражнений и решение задач, выполнение письменных и графических работ, индивидуальные задания.

Требования к ведению урока

•    отчетливая целенаправленность урока;
•    достаточное организационное и материальное обеспечение урока;
• систематическая последовательность и преемственность учебных операций;
•    экономия времени на уроке;
•    непрерывный контроль и самоконтроль;
•    восстановление делового равновесия при его нарушении;
•    закрепление и «отделка» знаний и умений;
•    непрерывное совершенствование учебного процесса;

С самого начала урока до самого конца преподаватель твердым курсом должен идти к поставленной цели, настойчиво добиваясь ее осуществления.

Пути повышения эффективности урока

• постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства преподавателя;
• улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов;
• комплексное планирование уроков;
• рациональное использование времени урока;
• соблюдение логики уроков;
• соответствие содержания образования методам обучения, возможностям студентов и преподавателя;
• развитие творческой активности и самостоятельности студентов;
•  учет индивидуальных особенностей студентов.

Сущность процесса обучения

Обучение — это передача знаний, умений и навыков и усвоение их студентами, развитие познавательных, творческих способностей студентов, воспитании у них общечеловеческой морали, эстетических вкусов, созна-тельного отношения к труду.
•    Принципы обучения (дидактические принципы)
•    Принцип научности
•    Принцип связи обучения с жизнью
•    Принцип воспитывающего обучения
•    Принцип развивающего обучения
•    Принцип сознательного усвоения знаний
•    Принцип прочного усвоения знаний
•    Принцип систематичности и последовательности обучения
•    Принцип доступности обучения
•    Принцип наглядности.
Дидактика в переводе с греческого означает «поучительный», это часть педагогики, составляющая теорию обучения. Она обосновывает и раскрывает содержание, методы и формы обучения.

Основные требования к уроку

Основной формой учебной и воспитательной работы в среднем специальном учебном заведении является урок.
Основными требованиями, предъявляемыми к современному уроку, являются:
Плановое ведение урока. Каждое занятие должно проводиться по четко разработанному поурочному плану (технологической карте), составленному в соответствии с программой и календарно — тематическим планом предмета.
Обязательное наличие учебных, воспитательных, развивающих целей. Урок должен предусматривать глубокое, продуманное и доходчивое изложение студентам содержания программного материала предмета.
Изложение должно вестись не только в форме объяснения с помощью иллюстраций, но и по возможности путем создания проблемных ситуаций, раскрытия проблемы обоснованным доказательством. Оно должно быть последовательным, учитывающим внутрипредметные и межпредметные связи.
Обучение на уроке должно знакомить студентов с основными проблемами, стоящими перед наукой, создавать у студентов верные представления о методах науки и закономерностях процесса познания и давать объем знаний, предусмотренный программой предмета.
Научность урока должна предусматривать соответствие его содержания уровню современной науки и техники. Излагаться учебный материал должен в доступной форме.
На уроке должно быть выбрано наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами.
Урок должен быть частью курса, раздела, темы и иметь свою строгую логику и четкую структуру в зависимости от выбран-ного типа.
Урок должен строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов.
На уроке должен осуществляться систематический и плановый контроль за качеством знаний, умений и навыков студентов.
На уроке обязательно закрепление вновь полученных знаний студентом, (как теоретических, так и на практических занятиях).
Технические средства обучения, наглядные пособия и вычислительная техника, имеющиеся в колледже, должны быть использованы на уроке так, чтобы они расширили и углубили знания студентов, обеспечивали наибольшую эффективность учебного процесса.
На уроке должен использоваться обобщенный передовой педагогический опыт.
Необходимо соблюдать дозировку времени в организации каждого этапа урока.
Подготовленность и культура преподавателя должны стать основной, обеспечивающей эффективность урока. При анализе урока следует учитывать эти требования.

Методы обучения

Принципы классификации методов обучения

По внешним признакам деятельности преподавателя и студентов Логический подход По источнику получения знаний По степени активности познавательной деятельности студентов
Лекция Индуктивный Словесный Объяснительно-иллюстрированный
Беседа Дедуктивный Наглядный Проблемный
Рассказ аналитический Практический Частично-поисковый
Инструктаж Синтетический   Исследовательский
Демонстрация      
Упражнения      
Решение задач      
Работа с книгой      

Методы воспитания

Убеждение.
Метод организованной жизнедеятельности студентов (приучение, упражнение,  общественная работа).
Создание воспитывающих ситуаций (одобрение, поощрение, осуждение, наказание).

Схема поурочного плана

Дата Группа № занятия

1. Тема урока
Организационный момент

  • взаимное приветствие преподавателя и студентов;
    •    проверка отсутствующих;
    •    проверка внешнего вида студентов, рабочих мест;
    •    проверка внешнего состояния аудитории;
    •    организация внимания.

Постановка целей урока: обучающей, развивающей, воспитывающей. Планируемые результаты обучения: студенты должны знать, уметь
Основные понятия (впервые вводимые на уроке).
Тип урока.
Основные методы, применяемые на уроке.
Оборудование урока.
Межпредметные связи.
II. Ход урока и режим времени
1. Проверка знаний

  • устный опрос;
    •    программированный контроль;
    •    письменный опрос;
    •    комментирование ответов;
    •    оценка знаний;
    •    обобщение по опросу.

2. Изучение нового материала (дается план)

  • организация внимания;
    •    объяснение;
    •    экскурсия;
    •    связь с предыдущим материалом;
    •    использование технических средств обучения;
    •    межпредметные связи;
    •    воспитательная значимость объяснения;
    •    развитие умственных способностей студентов в процессе объяснения;
    •    обобщение.

3. Закрепление материалов (имеет цель добиться, чтобы студенты запомнили материал,  научились использовать полученные знания — активное мышление) Формы закрепления:

  • демонстрация учебного фильма;
    •    решение задач, требующих практического использования полученных знаний и умений;
    •    групповая работа;
    •    выполнение домашнего задания.

4. Домашнее задание

  • работа над текстом учебника;
    •    выполнение упражнений и решение задач;
    •    выполнение письменных и графических работ;
    •    индивидуальное задание;
    •    задание по выбору.

5. Итоги урока
Краткий вывод о проделанной работе, перечень полученных на уроке оценок с краткими комментариями; краткая перспектива на следующий урок.

Состав УМК занятия

  1. КТП.
    2.    Технологическая карта (поурочный план).
    3.    Конспект, лекции.
    4.    Дидактический материал.
    5.    Материал для текущего контроля знаний (текст, варианты контрольных работ, вопросы  для самоконтроля).
    6.    Перечень наглядных пособий (плакаты, диапозитивы, кинофрагменты и др.).
    7.    Руководство для студентов по проведению семинаров и практических занятий.
    8.    Перечень основной и дополнительной литературы.

Требования к уроку

Дидактические Воспитательные Психологические Гигиенические
— реализация ведущих принципов обучения, — профессиональная направленность, — Развитие познавательной активности, самостоятельности — реализация требований принципа доступности
— четкость занятия, — воспитание сознательности, — развитие памяти, внимания, воображения, воли — соответствие

температурному режиму,

— связь нового с предыдущим, — формирование общечеловеческих ценностей — развитие логического мышления — соответствие нормам освещения
— умелый отбор методов, приемов, средств обучения, — соблюдение педагогического такта   — владение техникой безопасности и методами охраны труда.
— умелая организация занятия. — правильный отбор

материала

   

Общие требования к оценке знаний студентов

Оценка «5» ставится, если студент обстоятельно, полностью излагает ответ на поставленный вопрос, дает правильные формулировки, точные определения.

Студент понимает материал и может обосновать свой ответ, приводит свои примеры, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «4» ставится, если ответ студента правильный с обоснованиями. Материал излагается свободно. Студент допускает единичные ошибки, но после замечания исправляет их.
Оценка «3» ставится, если студент знает и понимает материал, но допускает неточности в формулировках, правилах, делает частичные ошибки, недостаточно связанно и последовательно излагает материал.
Оценка «2» ставится, если студент обнаружил незнание по большей части урока, искажает смысл материала, отвечает неуверенно, беспорядочно.
Оценка «1» ставится, если студент обнаружил полное незнание и непонимание материала, или не выучил материал и отказался отвечать.

Методы и формы контроля знаний студентов

 1. Методы контроля.
2. Назначение контроля и предъявляемые к нему требования.
3. Формы контроля.

1. Методы контроля

Методы контроля — это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками.
В средних специальных учебных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков студентов являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль.
Общее значение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между студентами и преподавателями, на основании которой устанавливается, как студенты воспринимают и усваивают учебный материал.
Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ и умений студентов. Каждый метод контроля имеет свои достоинства недостатки, область применения, ни один из них не может быть припиши единственным, способным диагностировать все аспек-ты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех ми плов способствует повыше-нию качества учебно-воспитательного процесса.
Устный опрос — наиболее распространенный метод контроля знаний студентов. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особей постой усвоения студентами учебного материала.
Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всесто-роннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой.
Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что активную умственную работу можно вовлечь всех студентов группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконическими, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы студентов в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение студентами домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который был только что разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так он позволяет проверить подготовленность студентов к их выполнению.
Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать студентов к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов: на установление последовательности действия, процесса, способа («Что произойдет…», «Как изменится…»); на сравнение («В чем сходство и различие…», «Чем отличается…»); на объяснение причины («Почему…», «Для чего…»); на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов, явлений («Укажите важные свойства…», «В таких случаях…», «Какие условия необходимы…»): на установление значения того или иного явления, процессов («Какое значение имеет…», «Какое влияние оказывает…»): на обоснование («Чем объяснить…», «Как обосновать…»).
Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным учебным средством развития речи, памяти, мышления студентов. Чтобы сделать такую проверку более глубокой, не-обходимо ставить перед студентами вопросы, требующие развернутого ответа.
Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать студентов логически мыслить, сравнивать, анализировать, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний студентов.
Вопросы обычно задают всей группе и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы студенты поняли его и приго-товились к ответу, вызывают для ответа конкретного студента.
Для того, чтобы группа слушала ответ своего товарища, опытные преподаватели используют разные приемы. Например, студентам предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища. Эта работа первоначально сложна для студентов, поэтому их следует обучить элементарным правилам рецензирования, например, предложить следующий план рецензии: определить полноту ответа, его правильность, выявить ошибки, недочеты, последовательность (логику) изложения. Студенты могут предложить свой план ответа. Для подготовки рецензии следует рекомендовать студентам записывать свои замечания по ходу ответа. В таких случаях можно оценить не только отвечавшего у доски, но и тех, кто участвовал в обсуждении.
Можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановка вопросов студенту, отвечающему у доски. В тех случаях, когда студент испытывает затруднение, преподаватель предлагает группе задавать вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание полученного задания.
Для организации коллективной работы группы во время индивидуального опроса преподаватель может дать и такое задание, как приведение примеров по тому иди иному положению ответа.
Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность студентов всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.
Важное значение имеет умение преподавателя управлять опросом. Оно заключается в умении слушать студента, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать эту деятельность. Преподаватель не должен торопить или без особой надобности прерывать студента. Это допускается только в тех случаях, когда студент делает грубые ошибки, либо отвеча-ет не по существу. Если отвечающий не в состоянии понять и поправить ошибку, преподаватель вызывает другого студен-та для ее исправления. В необходимых случаях целесообразно наводящими ответами помогать СТУДЕНТУ, не показывая ему правильного ответа.
Длительность устного опроса зависит от учебного дисциплины, вида занятий, индивидуальных особенностей студентов.
В процессе устного опроса преподавателю необходимо побуждать студентов использовать при ответе схемы, чертежи, действующие модули, лабораторное и заводское оборудование.
Для углубления и расширения знаний студентов можно дать индивидуальное задания исследовательского характера, например, подготовить сообщение по проблемным вопросам учебного материала, по истории вопроса.
Заключительная часть устного опроса — подробный анализ ответов студентов. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает выводы о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывают его правильность и полноту, сознательность, логичность изложения материала, культуру речи, умение увязывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.
Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех студентов. ПОЭТОМУ опытные преподаватели в целях рационального использова-ния рабочего времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой. Все это позволяет при тех же затратах времени контролировать работу большего количества студентов. Так пока одни работают у доски, другие решают задачи на доске, выполняют письменную работу, отвечают па поставленные вопросы с места.
Письменная проверка наряду с устной является важнейшим метолом контроля знаний, умении и навыков студентов. Однородность работ, выполняемых студентами, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, попытает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми студентами группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым.
Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних заданий).
Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от дисциплины могут БЫТЬ самыми разнообразными: диктанты (математические, химические, чертежные, технологические и др.), сочинения, ответы на вопросы, решение задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных отчетов, рефератов. По продолжительности, письменные контрольные работы могут быть кратковременными (7-15 мин.), когда проверяется усвоение небольшою объема учебного материала, и более длительными, но не свыше одного академического часа (за исключением сочинений по литературе), последние проводятся, как правило, для рубежного контроля.
Для обеспечения большей самостоятельности в выполнении контрольных работ рекомендуется предлагать группе несколько вариантов проверочных заданий. При этом трудность контрольных вопросов и задач для всех вариантов должна быть одинаковой. В отдельных случаях полезно давать индивидуальные задания.
Для проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки, причины, их вызвавшие неудовлетворительные оценки. При большом количестве однотипных ошибок, свидетельствующих о недостаточном усвоении многими студентами того или иного раздела (темы), на занятии следует провести разбор плохо усвоенного материала. Однако, анализ не должен ограничиваться только рассмотрением ошибок. Важное значение для обучения и воспитания студентов имеет анализ контрольных работ, выполненных на «4» и «5», с точки зрения полноты и оригинальности предложенного решения или ответа.
Отметим особенности таких форм письменной проверки, как самостоятельная работа, диктанты, сочинения и рефераты, самоконтроль и взаимопроверка.
Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельной работы, как правило, не велики по объему, содержат задание в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени ее выполнения. Широкое применение получили самостоятельные работы с дидактическим материалом. Своеобразие их в том, что они позволяют учесть индивидуальные особенности каж-дого студента.
Диктанты (предметные и технические) широко используют для текущего контроля. С их помощью можно подготовить студентов к усвоению и применению нового материала, к формированию умений и навыков, провести обобщение изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. Для диктантов подбирают вопросы, не требующие длительного обдумывания, на которые можно очень кратко записать ответ. Часто содержание диктантов заранее записывается на магнитофон, иногда по вариантам. При этом преподаватель имеет возможность наблюдать за работой всей группы, предупреждает списывание.
Сочинения и рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют систематизировать знания студентов, проверить умение раскрыть тему, по и играют особую роль в формировании мировоззре-ния. В процессе подготовки сочинения и рефератов студент мобилизует и актуализирует имеющиеся знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со стороны со своим жизненным опытом, четко уясняет свою жизненную позицию. При проверке этих работ преподаватель обращает внимание на соответствие работы теме, полноту раскрытия темы, последовательность изложения, самостоятельность суждения.
Наряду с аудиторными письменными работами используют и домашние контрольные работы, над которыми студенты работают несколько дней (10-15), так как по содержанию они обычно охватывают большой раздел учебной программы. Выполнение их требует серьезной самостоятельной работы с книгой и другими материалами,
Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Основные цели обучения студентов в ССУЗ — не только усвоение ими определенной системы знаний, но и главным образом формирование профессиональной готовности решать практические производственные задачи. Такая готовность определяется степенью сформированности системы умений и прежде всего профессиональных. Практическая проверка позволяет выявить, как студенты умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий студент обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т.е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний.
Этот метод используют при изучении общеобразовательных и общетехнических дисциплин, но наиболее широко — специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при выполнении курсовых и дипломных проектов, при прохождении производственной практики.
Для практической проверки предлагаются самые разнообразные задания:
провести различные измерения, осуществить сборку, разборку, наладку машин и механизмов, определить причины неисправности, настроить прибор, разработать техническую документацию, изготовить конкретное издание, выполнить прак-тическую работу, проанализировать производственную ситуацию, поставить эксперимент и т.д.
Например, на лабораторных и практических работах преподаватель имеет возможность проверить не только знание теоретических положений, необходимых для выполнения заданий. В процессе наблюдения за ходом таких работ последова-тельностью, уверенностью в действиях — выявляется сформированность умений обращаться с приборами, производить измерения, выполнять расчеты, анализировать полученные результаты, делать выводы, оформлять отчет о проделанном.
Широкое применение для контроля находят профессиональные задачи (технологические, диагностические, экономические, педагогические и др.), деловые игры, подобранные в соответствии с требованиями квалифицированной характеристики специалиста. Они позволяют наиболее объективно определить уровень готовности студента к практической деятельности, сформированность таких важнейших интеллектуальных умений, как анализ и синтез, обобщение, сравнение, перенос знаний, использование знаний и нестандартных условиях.
Практическая проверка — это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль, знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения студентами конкретной производственной деятельности, так и по ее результатам. Основные критерии, по которым оценивается деятельность студентов, следующие: правильность применения приемов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы (рациональное использование оборудования и инструмента, соблюдение правил техники безопасности, степень самостоятельности при выполнении заданий).
За последние годы значительно активизировалась работа по совершенствованию методов и средств контроля. Поиски нового привели к применению во многих учебных заведениях тестового контроля усвоения, а также опроса с помощью кон-тролирующих устройств и комплексов, позволяющих иметь регулярную «обратную связь» от обучаемых к обучающему.
Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей — задания и эталона. Задание выдастся студентам для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом студента, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.
В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов студентов на различные вопросы, записанные па специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверять двумя способами: с помощью машинного и безмашинного контроля.
При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдает оценку.
При безмашинном контроле ответы студентов на вопросы задании тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений — шаблонов.
Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех студентов. Основной недостаток этого контроля — ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность студентов знакомство с учебным материалом и его воспроизведение, поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.
Несмотря на большое разнообразие характера заданий, применяемых при стандартизированном контроле, с точки зрения структуры их можно свести к двум основным типам вопроса: к избирательным, основанным на таких видах деятельности студента, как узнавание, припоминание, и конструированным, основанным на припоминании и дополнении.
Наибольшее применение в связи с простотой анализа и легкостью технической реализации ввода ответов в контролирующие устройства получили избирательные задания. К каждому вопрсу подобного задания предлагается несколько ответов на выбор, студенты должны найти среди них правильный. Среди избирательных заданий можно выделить альтернативные, множественного и перекрестного выбора.
Альтернативные задания применяют в тех случаях, когда на предложенный вопрос студент должен ответить «да» или «нет». В связи с большой вероятностью угадывания ответа альтернативные задания используют реже других избиратель-ных заданий.
Задания множественного выбора предполагают выбор одного ответа из нескольких (пяти-шести). Среди них могут быть и такие: «не знаю», «нет правильного ответа». Эти задания широко применяют в связи с тем, что ответы на них сравнительно легко могут быть введены о современные технические средства обратной связи. Большинство контролирующих устройств, применяемых в средних специальных учебных заведениях, рассчитаны именно на задания такого типа.
Задания перекрестного выбора, пли задания на сопоставление, состоят в установлении соответствия между несколькими вопросами и несколькими ответами, записанными в произвольном порядке.
Задания с конструируемыми ответами выполняются путем внесения дополнений, формул, определений и т.п. В тексте заданий имеются соответствующие пропуски, куда студенты записывают ответы в словесной, формульной, числовой форме. Текстовой контроль в силу сноси ограниченности не позволяет проверить развернутый смысловой ответ, характеризующий продуктивную творческую деятельность студента, уровень его развития, логику профессионального мышления. Поэтому применять этот метод следует в органическом единстве с устной, письменной и практической проверкой знаний, умений, навыков.
В последнее время стали применять такие методы, как самоконтроль и взаимопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность студента, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования. Перед самостоятельной работой студенты получают инструкцию о выполнении работы и ключ для самопроверки. Инструкция должна показать студентам, какие знания и умения контролируются, а ключ содержит правильные ответы, по которым студенты сверяют результаты работы и вносят необходимые исправления. При этом студенты работают либо по обучающим программам, ли-бо правильные ответы проецируются на экран, либо записываются на доске. Для показа образца правильного ответа мож-но использовать магнитофон, кодоскоп, диапроектор.
Подобным образом осуществляется и взаимопроверка, в ходе которой студенты проверяют друг у друга выполнение заданий.
Совокупность названных методов контроля позволяет получить достаточно точную и объективную картину состояния обученности студентов.

2. Назначение контроля и предъявляемые к нему требования

Контроль знаний и умений студентов — один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество под готовки специалиста. Обучение по всем формам не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные преподавателями и студентами устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений, навыков на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.
Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную и методические функции, наиболее важная и специфическая — проверочная функция. Показатели контроля служат главным основанием для суждения о результатах чтения, т.е. для решения таких вопросов, как перевод на следующий курс, выдача диплома. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку учебной деятельности отдельных студентов и преподавателей, но и состояние учебно-воспитательной работы всего учебного заведения, подсказы-вают меры, необходимые для ее совершенствования.
Правильно организованный контроль знаний и умений служит как целям проверки, так и целям обучения. Поэтому обучающая функция — другое важное предназначение контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит по-вторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнений, студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Контроль способствует формированию умений и навыков рационально организовывать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.
Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности студента, формирования его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной дея-тельности. Контроль протекает в условиях обостренной работы внимания, памяти, мышления, воображения. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого.
Контроль знаний и умений решает и воспитательную функцию, т.к. он всегда глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Результаты сугубо индивидуальных усилий по усвоению учебного материала становятся предметом общественного суждения. Контроль дисциплинирует студента, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность, серьезное и доб-росовестное отношение к ней. Правильно осуществляя контроль, преподаватель имеет возможность постоянно побуждать студентов к совершенствованию своих знаний и умений, к выработке объективных самооценочных суждений, к развитию потребности в самоконтроле.
Контроль знаний и умений выполняет методическую функцию. Его процесс и результаты очень важны для совершенствования работы самого преподавателя. Контроль позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и сла-бые стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности.
Контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект при соблюдении ряда требований.
Контроль должен быть:
планомерным и систематическим, т.е. осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на основных вопросах программы обучения. Это требует непрерывного изучения уровня овладения студентами системой знаний, умений и навыков. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответст-вующего совершенствования учебного процесса;

объективным, позволяющим реально и сопоставимо оценивать успехи и недостатки учебной деятельности студентов, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающими субъективные оценочные суждения, основанные на недостаточном изучении студентов. Объективность проверки определяется многими факторами: научной обоснованностью и разработанностью целей и содержания обучения, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, отбором объектов и содержания проверки, соответствием содержания проверочных заданий целям проверки;

всесторонним, т.е. наиболее полно выявлять фактический уровень усиления студентами учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку не только предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, обще учебных и специальных умений и навыков. Контроль не должен ограничиваться только выявлением того, знают и могут студенты воспроизводить усвоенную ими информацию, но и умеют ли пользоваться этой информацией для решения учебных и практических задач. В этом случае контроль обеспечит проверку содержания формируемой у студен-тов профессиональной деятельности (уровень сформированности основ этой деятельности);
индивидуальным. Овладение знаниями и умениями — процесс индивидуальный. Каждый студент овладевает знаниями и умениями в соответствии со своими психолого-физиологическими особенностями. Ко всем студентам предъявляются одинаковые требования в отноше-нии объема качества знаний, уровня сформированности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во внимание такие индивидуальные качества студентов, как природную медлительность, робость, застенчивость, излишнюю самоуверенность, физические недостатки; экономичным по затратам времени преподавателя и студентов, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок;
педагогически тактичным, осуществляться в спокойной деловой обстановке. Не следует торопить студентов с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценку необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.

3. Формы контроля

Учебные планы и программы средних специальных учебных заведений предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений студентов: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, за-щиту курсовых и дипломных проектов (работ), семестровые и переводные, а также государственные экзамены.
Проверка, осуществляемая в различных формах итогового контроля, во многом определяется характером контрольных заданий и информацией, заключенной в них. Все это требует тщательного, обоснованного отбора заданий.
Задание всегда должно отражать цели изучения того или иного учебного предмета при подготовке специалиста, соответствовать требованиям учебных программ.
Исходными при отборе содержания проверочных заданий служат следующие основания.

1. Обеспечение полноты объема проверяемого учебного материала. Если контроль проводят в конце семестра (семестровый), то перед студентами ставят вопросы, требующие проверки усвоения системы знаний и умений всех пройденных разделов; если проверяется изучение материала за год (переводной экзамен), то контрольные знания должны охватывать весь объем. Когда проверку проводят по отдельно взятому разделу программы (контрольная работа), то задания должны включать вопросы, позволяющие определить усвоение логически завершенного объема учебного материала, взаимосвя-занной группы понятий.

2. Обобщенный характер контрольных знаний. В процессе обучения студенты овладевают различными знаниями, умениями, навыками. На основе одних заданий и умений можно решать частные задачи, на основе других более широкие, общие. Поэтому и постановка одних вопросов позволяет судить об усвоении частных понятий, овладении частными уме-ниями, других — указывает на знание обобщенных понятий, овладение широким кругом умений и навыков. Наиболее обобщенные или сложные знания и умения включают в себя частные, их составляющие. Итоговая проверка всегда должна обеспечивать контроль усвоения системы знаний и умений. Это означает подбор таких заданий или вопросов, ответы на которые предполагают усвоение максимального числа исходных понятий и действий.
Отбор содержания контроля знаний и умений требует более тщательного логического анализа содержания учебного материала, подлежащего проверке, прежде всего с точки зрения будущей профессиональной деятельности специалиста.

3. Продуктивный, прикладной характер контрольных заданий. Итоговый контроль предусматривает, что задания должны обеспечивать продуктивную работу студентов. С этой целью целесообразно ставить вопросы так, чтобы они выявляли у студентов знания способов и условий деятельности, а также усвоения знаний о предметах и средствах труда. Проверка умений осуществляется с помощью практических заданий и профессиональных задач. В процессе выполнения подобных задач студент даст обоснование своего решения, которое позволяет установить насколько он владеет теоретическими зна-ниями, лежащими в основе данного способа деятельности, т.е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний. При применении в целях контроля профессиональных практических задач необходимо соблюдать требование подбора задач для всех студентов примерно одинаковой сложности. Для этого учитывают два признака: содержательный, включающий сложность ситуации прежде всего по параметру структурной упорядоченности элементов и связей, и операционный, включающий число операций в задаче.

4. Направленность содержания контрольных заданий па активизацию познавательной деятельности студентов. Когда студенты решают конкретные практические задачи, они так или иначе сталкиваются с проблемой и ищут пути ее решения. Необходимо широко использовать постановку таких вопросов-заданий, которые не только требовали бы воспроизведения учебного материала, но и побуждали студентов к поисковой деятельности: на сравнение различных явлений и процессов, установление взаимосвязей между ними, определение характерных черт, признаков и особенностей предметов и явлений, классификацию по признакам, объяснение причин, доказательство закономерностей.
Особенности основных форм контроля в средних специальных учебных заведениях описаны ниже.
Контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения тем или узловых вопросов, особо значимых для усвоения других учебных дисциплин, важных для овладения приобретаемой специальности, наиболее сложных для понимания студентов.
Тематику контрольных работ рассматривают кафедры по предложению преподавателей, ведущих данный дисциплин. Утверждает ее руководство учебного заведения.
Сроки проведения контрольных письменных работ по разным дисциплинам целесообразно применять таким образом, чтобы избежать нагрузки студентов. Важно, чтобы сроки проведения, количество и объем письменных работ по каждому дисциплину согласовывались с другими предметными (цикловыми) комиссиями. Целесообразно составлять графики проведения контрольных работ, что поможет рационально распределить их в течение семестра и скоординировать общую загруженность студентов.

В учебных заведениях используют следующие виды контрольных работ:

  • Теоретические, позволяющие проверить усвоение студентами основных теоретических понятий, закономерностей, умение выделять характерные признаки, особенности процессов и явлений;
  • практические с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач;
  • комплексные, содержащие задания как теоретического, так и практического характера.

При проверке контрольных работ преподаватель исправляет каждую ошибку, определяет полноту изложения вопроса, качество и точность расчетной и графической части, указывает развитие письменной речи, четкость и последовательность изложения мысли.

Зачет как итоговая форма контроля применяется главным образом в период производственной практики. По результатам учебной, производственной технологической и производственной преддипломной практики студенты получают зачет с дифференцированной оценкой.
Для зачета студенты представляют дневник и отчет о производственной практике, заключение руководителя практики от предприятия; учитывается также личные наблюдения руководителя практики от учебного заведения за самостоятельной работой практикантов. В необходимых случаях с отдельными учащимися проводят собеседование по программе практики.
При выведении дифференцированного зачета учитывают степень выполнения студентами программы практики, каче-ство приобретенных практических умений и навыков, сознательное и ответственное отношение к труду, участие в общест-венно-политической работе на предприятии, в организации, учреждении.
Ответ студента по результатам практики должен представлять собой не только описание выполненной работы, но и ее анализ с опорой на пройденный материал, проработанную в период практики дополнительную и справочную литературу, на изучение работы передовиков производства. В отчете должны быть представлены и результаты выполнения индивидуального задания. Только такой отчет может служить основанием для определения приобретенных в период практики умений.
Зачет служит также одной из форм контроля за выполнением лабораторных и практических работ, предусмотренных учебными планами и программами. Зачет по лабораторным, графическим, расчетным и другим практическим работам проставляется по мере представления студентми преподавателю отчетов о выполненных лабораторных работах, переводов, рефератов, домашних заданий и т.д. Студентам, не выполнившим своевременно какую-либо из лабораторных и практических работ, преподаватель устанавливает индивидуальный срок ее выполнения. При наличии не зачтенных работ итоговую оценку успеваемости студенту по предмету за семестр не выставляют.
Квалификационные испытания предусматриваются только учебными планами по техническим и сельскохозяйственным специальностям. Основное назначение квалификационных испытаний заключается в проверке сформированности знаний, умений и навыков по одной из рабочих профессий, установленной учебным планом специальности. Проводятся квалифи-кационные испытания после завершения учебной практики для получения рабочей профессии. В соответствии с Положе-нием о производственной практики испытания проводят квалификационные комиссии базовых предприятий с участием представителей техникума.

При выборе пробных работ для квалификационных испытаний исходят из того, что в тарифноквалификационных спра-вочниках, к определенному разряду рабочей профессии. На выполнение пробных работ студентам дается время. В конце испытаний комиссия проверяет соответствие выполненных практикантами пробных работ техническим условиям и норме времени, необходимой для ее изготовления.
После завершения практикантами пробных работ проводится устный опрос по экзаменационным билетам, составление с учетом требований квалификационной характеристики к знаниям и умениям рабочего соответствующего разряда.
В соответствии с Положением о передовых и семестровых экзаменах в дневных ССУЗ квалификационные испытания на получение рабочей профессии приравниваются к зачету.
В настоящее время в порядке эксперимента квалификационные испытания проводятся как итоговая форма контроля для определения подготовленности к работе. В ходе испытаний студенты решают профессиональные задачи будущей про-изводственной деятельности.

Курсовое и дипломное проектирование наряду с обучающей функцией в учебном процессе и функцию контроля, явля-ется важнейшей формой проверки овладения студентами теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.
Задания для курсового и дипломного проектирования отбирают с конкретным производственным содержанием, фор-мируют таким образом, чтобы студенты при их выполнении оперировали большей частью знаний и умений, полученных в процессе обучения.

Дипломное проектирование, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечива-ет наиболее глубокую системную проверку подготовленности студентов к профессиональной деятельности.
Защита дипломного проекта проходит на открытом заседании Государственной Квалификационной Комиссии. Цен-тральное место в защите дипломного проекта занимает доклад студента, главное содержание которого должны составлять обоснование выбора решения производственной задачи, предусмотренной заданием на дипломное проектирование, и ха-рактеристика полученных результатов.
Государственная квалификационная комиссия на основании анализа выполненного дипломного проекта (пояснитель-ной записи и графической части), изготовленного изделия (если это было предусмотрено в задании на дипломное проек-тирование), заключения руководителя проекта, рецензии на проект, результатов защиты дает объективную оценку уровню знаний, умений дипломника и готовности молодого специалиста к самостоятельной работе.
При оценке качества дипломного проекта учитывают актуальность темы, реальность проекта, степень самостоятельно-сти работы студентов, глубину и прочность знаний и умений по общетехническим и специальным предметам, полноту рас-крытия темы, обоснованность предлагаемых решений, степень использования в дипломном проекте научной и технической литературы, производственной документации, соблюдение государственных стандартов.

Семестровые и переводные экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами организации контроля. В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности студентов по изучению конкретной дисциплины, является уровень сформированности знаний и умений.
Государственные экзамены — заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с характером профессиональной деятельности.

Экзаменационные билеты для устного экзамена и задания для письменных работ составляют преподаватели, обсужда-ется на заседании кафедры и не позднее чем за месяц до сессии утверждает заместитель директора по учебной работе.

Экзамены — ответственный этап учебно-воспитательного процесса. Поэтому отбор содержания и компоновка вопросов для экзаменационных билетов предполагают соблюдения определенных требований.
В экзаменационные билеты необходимо включать 2-3 вопроса из разных разделов программы в зависимости от специ-фики предмета и одну задачу или пример. Вопросы комплекта билетов по предмету должны охватить весь основной прой-денный материал.
Главное требование при комплектовании билетов — создание равноценных билетов и по объему учебного материала, и по его характеру, и по степени активизации познавательной деятельности студентов. Обязательно должны найти место в билетах вопросы методологического характера, стержневые вопросы курса, вопросы, определяющие идейно-политическую направленность отдельных разделов курса. Каждый вопрос билета должен быть сформулирован точно и четко.
Желательно включать в билеты материал разных разделов программы, группируя вопросы для билетов, учитывать, что они не должны повторяться, содержать близкий по проблематике материал. Вопросы должны охватывать программу курса в целом, но они не могут выходить за ее рамки (когда в билеты необходимо включить вопросы, связанные с местными условиями, современными достижениями соответствующей отрасли науки).

Информационно-развивающие методы обучения

К ним относятся такие методы, с помощью которых получают учебную информацию в готовом виде — в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа) или учебный фильм, или путем самостоятельного обучения — чтения учебника, учебного пособия, обучающей программы.
Лекция — метод обучения, представляющий собой монологическое изложение преподавателем учебной информации. В качестве метода лекция может быть использована и на комбинированных занятиях, когда за проверкой знаний студентов по предыдущему материалу следует изложение нового учебного материала.
Лекция требует от преподавателя владения авторским искусством, строгой логичности и ясности суждений. Материал излагается таким образом, чтобы его легко было записать, для этого интонационно выделяют основные положения, кото-рые формулируют кратко, удобно для записи. На доске лектор дает краткие записи структуры учебного материала, кото-рые могут служить для студентов «опорными сигналами» (опорными конспектами). Лекция может сопровождаться показом иллюстративных материалов (плакатов, слайдов, кинофрагментов).
Рассказ как метод обучения представляет собой монологическое сообщение преподавателя о каких-то событиях, фак-тах, явлениях и используется для конкретизации теоретических положений. Основные требования к рассказу — эмоцио-нальная подача материалов, образность, художественность изложения.
Объяснение — часто используемый метод обучения, когда преподаватель сообщает основные сведения, подтверждает записями па доске, демонстрацией учебно-наглядных пособий, организует студентов на оформление записей в тетрадях.
Беседа — в отличие от объяснения представляет собой диалог, в котором преподаватель путем вопросов актуализиру-ет знания студентов другим учебным предметам, по ранее изученным темам, опирается на их жизненный опыт. Анализируя, уточняя, обобщая ответы, педагог формулирует выводы и теоретические положения.
Демонстрация учебного фильма — должна по содержанию полностью соответствовать учебной программе, должны быть четко выделены основные понятия, даны определения.
Учебный фильм исчерпывающе передает учебную информацию и полностью заменяет преподавателя на этапе сообще-ния нового учебного материала. После просмотра фильма нет необходимости еще раз пересказывать содержание нового материала, а следует сразу переходить к его закреплению и проверке усвоения студентами, формированию практических умений.

Самостоятельная работа с книгой

•    Задания по работе с книгой должны быть разнообразными, начиная от комментированного чтения и кончая выполнением практических заданий на основе прочитанной литературы.  Например, составление плана прочитанного материала;
•    подбор выписок из литературы по заданным вопросам;
•    конспектирование текста;
•   составление рефератов по нескольким литературным источникам; выполнение практических заданий, пользуясь нормативной, справочной литературой.

Учебные лекции

1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции приобретение знаний студентами как бы самостоятельно.
2. Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.
3. Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух преподавателей (преподавателя и студента), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и со сту-дентами. Проблема-газация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.
4. Лекция-пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) студентов с привлечением нескольких преподавателей.
5. Лекция-консультации близка по типу к лекции пресс-конференции. Различие — приглашенный (грамотный специа-лист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание студентов и использовать его профессионализм.
6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения студентов оперативно ана-лизировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод «живой ситуации».
7. Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые студент должен отвечать непосредствен-но в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.
8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда студенты сами формулируют проблему, и сами пытаются ее решить.

Лекция целесообразна:
при прохождении нового материала, мало или совсем не связанного с предыдущим; при обобщении различных разде-лов продленного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении студентам сведений о практическом приме-нении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характе-ра; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи.
Условиями эффективного проведения лекции являются:

•    четкое продумывание и сообщение студентам плана лекции;
•    логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после ка-ждого из них;
•    логичность связей при переходе к следующему разделу;
• доступность, ясность излагаемого; использование разнообразных средств наглядности и ТСО;
•    обучение студентов фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.:
•    итоговая беседа но теме лекции.

Многообразие структур урока развивающего типа обучения

 Структура урока — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

•    первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

•    указание на то, что студенты должны запомнить;
•    мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти,
•    сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными памяти материалами, смысловая группировка и т.п)
•    первичное закрепление под руководством преподавателя посредством прямого повторения, частичных выводов,
•    контроль результатов первичного запоминания;
•    регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
•    внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых,
•    частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

•    сообщение студентам цели предстоящей работы;
•    воспроизведение студентами знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
•    выполнение студентами различных заданий, задач, упражнений, проверка выполненных работ;
•    обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
•    задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

•    постановка цели урока;
•    повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
•    проведение проверочных упражнений;
•    ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
•    упражнения на их освоение;
•    упражнения на их закрепление;
•    тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
•    упражнения на перенос в сходную ситуацию;
•    упражнения творческого характера;
•    итог урока:
•    задание на дом.

Структура урока повторения:

•    организация начала урока;
•    постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
•    проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание,
•    подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке, задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

• организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку.
•  постановка задач урока. Преподаватель сообщает студентам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы студенты вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы студенты обязательно сами проверили работы,
• изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого студента,
• подведение итогов урока. Преподаватель выбирает хорошие работы студентов, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
•  определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

•    организация начала урока (психологический настрой студентов);
•    сообщение темы урока и его задач;
•    изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
•    формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии;
•    упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
•    творческое применение знаний и умений;
•    упражнение по отработке навыков:
•    домашнее задание;
•    итог урока с оценкой проделанной студентами работы.

Структура повторительно — обобщающего урока:

•  организационный момент;
• вступительное слово преподавателя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
•  выполнение студентами индивидуально и коллективно различного рода
•  письменных и устных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;
•    проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
•    формулирование выводов по изученному материалу;
•    оценка результатов урока, подведение итогов, задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока

•   (он, как правило имеет две или несколько дидактических целей)
•  организация начала урока, проверка домашнего задания, постановка цели урока;
• подготовка студентов к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умст-венных умений;
•    изучение нового материала, в том числе и объяснение,
•    закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
• обобщение и систематизация знании и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
•    подведение итогов и результатов урока;
•    задание на дом;
•    подготовка (предварительная работа), необходимая студентам для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков учителей-новаторов

Система преподавания Л .В. Маховой:

•    Рассказ обзорного типа по всей теме.
•    Урок вопросов студентов преподавателю и дополнительных разъяснений.
•    Урок практическая работа.
•    Урок обобщающего типа с карточками- заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала.
•    Заключительный опрос по теоретическому материалу.
•    Решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

Система уроков, разработанная Н. П. Гузиком для изучения каждой темы:

•    Уроки теоретического разбора материала преподавателем
•    Уроки самостоятельного разбора темы студентами (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам.
•    Уроки-семинары.
•    Уроки-практикумы.
•    Уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

•    Урок-лекция по всей теме.
•    Уроки решения ключевых задач.
•    Урок-консультация.
•    Урок-зачет.

Добавить комментарий