Рекомендации по организации методической работы

Цели и задачи методической работы в колледже:

1  непрерывный рост профессионального мастерства;
2  формирование исследовательского подхода к проблемам воспитания и обучения.

Методической работой должен заниматься каждый преподаватель колледжа. Методическая работа планируется на кафедрах к проводится с учетом целей и задач учебного заведения.
Руководство методической работой осуществляет зам.директора по учебно-воспитательной  работе, методист, председатель ПЦК.
В своей методической работе преподаватели обобщают, систематизируют и развивают накопленный педагогический опыт, учитывая достижения современной науки.
Методические работы преподавателей можно условно разделить на две группы:

  • методические пособия;
  • методические разработки.

Методические пособия содержат советы, рекомендации по изучению дисциплины, выполнению курсовых и дипломных проектов, решению вопросов практики, выполнению лабораторных работ. Предназначены они для студентов колледжа, для руководителей курсовых и дипломных проектов.
Тематика методических разработок может быть: по методике теоретического обучения: по методике производственного обучения; по методике воспитательной работы;
по методике самостоятельного обучения; по общим вопросам; по развитию учебно-материальной базы.
Методические разработки по методике, например, воспитательной работы могут предусматривать: проведение дней открытых дверей, дня знаний, организацию КВН в учебном заведении: работу молодежного дискуссионного клуба; формирование специалиста в процессе обучения к условиях рыночной экономики; нравственное воспитание; традиции колледжа: студенческое самоуправление.
К методическим разработкам относятся доклады на педсовете, сценарии диафильмов и кинофильмов, разработка учебной документации: учебных планов, программ, указаний по лабораторным работам, пакетов прикладных программ для работы на ЭВМ и т.д.
Методическая работа должна быть выполнена на актуальную тему; иметь элементы анализа и сравнения, обобщения педагогического опыта с учетом достижений современной педагогической и психологической науки; обеспечивать связь изучаемого материала с производством, будущей специальностью учащихся; показывать положительные результаты учебно-воспитательной работы по новой методике; быть конкретной и краткой.

Особенности методических разработок по проведению уроков, лабораторных работ: Урок остается одной из основных форм обучения и воспитания студентов. Для преподавателей специальных  предметов  работа над методической разработкой проводится в несколько этапов. Когда  преподаватель последовательно дает ответы на вопросы: для чего нужно изучать новый материал, что нужно изучать, как изучать.
По учебной литературе производственными источниками, стандартам необходимо отобрать современный материал. После этого проводится его систематизация, поиск внутренних закономерное гей и главных звеньев, делается разбивка на разделы. Отобранный материал должен соответствовать уровню подготовки студентов и времени, отводимому на урок.
Следующим этапом является определения организационной формы проведения занятий, последовательности применения наглядных пособий, использование активных методов, технических средств обучения, Закрепление материала и задание на дом может быть дано в виде поиска ответов на решение проблемных задач, связанных с производственной тематикой, анализом конкретных производственных ситуаций.
Особенности  проведения лабораторных работ по сравнению с уроком состоит в том, что преподавателю предоставляется возможность индивидуальной работы с каждым студентом. И эту возможность необходимо использовать как можно полнее.
Студент не только должен самостоятельно поставить эксперимент и ознакомиться с лабораторным оборудованием, но и провести небольшое исследование, ответить на вопросы проблемного характера и тем самым закрепить теоретические знания.
Основные требования при проведении лабораторных работ, которые необходимо учитывать приз разработке методических указаний: понимание студентом необходимости ее для своей специальности, связь теоретическим материалом; разумная сложность и конкретная работа, обеспечивающая студентом возможность понять физические процессы и сделать из них выводы.
При составлении вопросов отчета следует предусмотреть, чтобы лабораторная работа имела законченный, исследовательский характер.
Методические указания по преддипломной практике должны обеспечивать непрерывность теоретической и практической подготовки студентов и содержать ссылки на учебную литературу. В них следует предусматривать не только систематизацию заводского материала, но и элементы анализа и исследования.
Методическая работа оформляется в соответствии с ЕСКД. Она должна иметь титульный лист; содержание; введение; основную часть; заключение; список использованных источников: приложения, включающие в себя технологические документы, чертежи, программы. таблицы и другие вспомогательные материалы.
Один экземпляр выполненных методических разработок хранится в методическом кабинете и доступен для ознакомления всем преподавателям колледжа.

Структура методической работы преподавателей ГОУ СПО

Методическая работа преподавателей строится по следующей структуре:
1 текущая работа;
2 итоговая работа.
Текущая работа включает в себя конкретное занятие, например:
а) изучение теоретического материала;
б) организацию (приведение):
— лабораторных работ;
— практических занятий;
— практики;
— самостоятельной работы, деловой игры и т.д.;
— курсового (дипломного) проектирования;
— рубежный (итоговый) контроль (задания, тесты, карточки, вопросы и т.д.).
При выполнении конкретного занятия перед преподавателем встает вопрос определения содержания и методики обучения, который включает в себя создание учебных пособий и разработок;
— частных методик;
— наглядных пособий;
— раздаточного материала;
— конспекта и т.д.;
— по обще методическим вопросам;
— по изучению передового педагогического опыта.    Рекомендаций:
— по оформлению;
— по составлению, по изучению (усвоению);
— по созданию (разработке);
— по использованию (применению);
— по opганизации (проведению).
Итоговая работа предполагает:
— наличие учебно-методического обеспечения;
предмета и процесса обучения: создание учебных пособий, разработок. Рекомендаций;
проведение методических мероприятий;
методических объединений и систему повышения квалификации: доклады, выступления, сообщения, «открытые» мероприятия.
По результатам работы должен быть представлен итоговый материал:
— полный;
— в виде тезиса;
— в виде конспекта;
— в виде протокола;
— в виде опорного конспекта;
— в виде текста;
— графический;
— в виде моделей;
— в виде таблиц;
— в виде схем и т.д.
Оценка методической работы преподавателя осуществляется качественная и количественная. Качество оценивается по:
а) Содержанию, которое включает:
— цель работы;
— тему (ее обоснование);
— научность изложения материала;
— доступность изложения материала;
— наглядность изложения материала;
— практическую направленность изложения материала;
— полноту изложения материала;
— стройность изложения материала;
— краткое  изложения материала;
— четкость изложения материала;
— наличие методических рекомендаций.
б) Оформлению, которое предполагает:
— качество материала иллюстрированного;
— графического;
— описательного;
— наличие плана;
— использование литературы;
— рассмотрение работы (кто, .когда, итого);
— автор, месяц;
— рецензии.
в) Количественная оценка предполагает рассмотрение:
— числа работ:
— по назначению (для себя., коллег, обучающихся);
— по форме исполнения, но трудности разработки.
— объема работ;
— значимости работ.

Индивидуальная методическая работа преподавателей

  • — Разработка открытого урока;
  • — опорные конспекты;
  • — учебное пособие, учебник;
  • — наглядные пособия и раздаточный материал;
  • — сборник задач, практических работ по предмету;
  • — тест,  карточки, схемы;
  • — структурно – логические схемы при изучении предметов;
  • — учебные планы, программы;
  • — по изучению отдельных разделов, тем предмета;
  • — по курсовому и дипломному проектирование;
  • — по отдельным вопросам методики преподавания;
  • — по практике;
  • — по совершенствованию учебно-методической документации;
  • — по усилению практической направленности обучения;
  • — по разработке контрольных работ по проверке’ профессиональных знаний, умений и навыков;
  • — по воспитательной работе (проведение конкурсов КВН, кл. часов и т.д.).

Например:

  • — новое в науке, технике, технологии, экономике;
  • — методика организации ОПП на предприятиях;
  • — привитие навыков экономического мышления;
  • — укрепление связи обучения с производством;
  • — самостоятельная работа;
  • — основа качества подготовки специалистов;
  • — методика организации коллективной мыслительной деятельности.

Добавить комментарий